Давайте подумаем о том, что надо делать, если вы совершили ошибку.
Самое простое решение, которое приходит на ум – сделать вид, что ничего не произошло. Особенно, если переговоры идут не с равными, а, например, вы просто отдаете приказания своим подчиненным. Огромный соблазн «сохранить лицо» и оправдать ваш промах «производственной необходимостью» или что-то типа «не твоего ума дело – иди работать».
Однако, как показывает практика, такой шаг в переговорах закладывает огромную трещину в отношениях, и все последующие переговоры будут проходить исключительно в формальном ключе, доверие будет подорвано, собеседники не будут чувствовать себя «в безопасности».
Если ваша ошибка привела к конфликтной ситуации первое, что надо сделать – начать с извинений. Извинение – это высказывание, которое передает ваше искреннее сожаление о том, что вы причинили неприятности окружающим или не смогли их предотвратить.
Но извинения окажутся эффективными лишь в том случае, если они поизносятся от души. Чтобы искреннее попросить прощения, нужно изменить мотивацию. Вы должны отказаться от попыток сохранить лицо, оказаться на высоте или победить. Вместо этого необходимо понять, чего вы действительно хотите. Нужно пожертвовать частью своего эго и признать ошибку.
При этом весьма характерно то, что такая жертвенность приносит свои плоды, т.е. когда вы отдаете что-то ценное, то взамен получаете еще большую ценность – здоровый диалог и хорошие результаты.
Постарайтесь на следующей неделе понаблюдать, помогло ли искреннее проявление уважения к собеседнику восстановить безопасность. Помните, что в эффективном решении конфликта вначале надо восстановить безопасность, а затем возвращаться к сути беседы.
Стиль текстов: Клуб профессиональных переговорщиков ©