fbpx

Эксперты Клуба профессиональных переговорщиков рассказывают, как современные Интернет технологии помогают человеку поменять себя, свою жизнь, изменить свои схемы самофинансирования:

Размышления о будущем украинской блогосферы

Александр Левшин, специально для ITnews

Есть ли будущее у украинской блогосферы? Каковы перспективы монетизации украинских блогов? С этими вопросами я обратился к далеко не последним людям Уанета, которых повстречал на проходившей недавно в Киеве международной конференции Blogcamp CEE 2008

Генеральный директор Яндекс.Украина Сергей Петренко был максимально оптимистичен : “Я думаю, что она, блогосфера, никуда не денется и продолжит расти. Много и хорошо. Думаю, что если процентов 15 пользователей украинского Интернета будут вести блоги, то это будет очень хорошо. Но не все, конечно. У меня мама, например, пользователь Интернета, но она не будет вести блог. Общая статистика свидетельствует о том, что соотношение “блогописателей” к “блогочитателям” где-то в районе 7 процентов. Это просто характеристика активной аудитории по отношению к общему количеству. Иными словами, это люди,отклоняющиеся от общей, массовой модели поведения. Хорошо бы если бы у нас было пользователей Интернета процентов 80 от общего населения страны, тогда бы и блоггеров было соответственно.

Что же касается монетизации блогов, то пока ни за рубежом, ни у нас удовлетворительного решения, которое бы использовало для этого именно особенности блогов, не придумали. Есть просто сайты, просто реклама, но в блогах есть свои особенности, которые можно попробовать, но в общем – не решилось пока. Хотя, может, такого решения и нет”.

“Нашего” человека в “их” Силиконовой долине, успешного украинско-американского предпринимателя Юрия Бойко я попросил ответить на вопрос “Чем отличается украинская блогосфера от западной, от американской, в частности, и каково ее будущее?”

“Я вижу не так много качественного контента у блоггеров здесь. Это первое. Второе, блоггеры очень не активны. Есть буквально пара блогов, которые постоянно обновляются. Может, я не знаю всех. Но большинство здесь так: раз запись, а потом через три месяца – вторая запись. Или вначале каждый день, а потом все – исчез человек. Я тут не вижу “столпов”, кто генерирует контент. Если контент генерируется качественно, то он генерируется всегда, потому что человек рассматривает это как продукт. Если же это – хобби, то тогда это хобби. Сегодня я написал, а потом забыл на месяц, потому что у меня какие-то другие дела. У меня создалось такое ощущение, что украинская блогосфера – это скорее “хоббисфера”. У меня такое ощущение создалось.

Западная, особенно американская блогосфера – это о-о-очень качественный контент. Нельзя сказать, что он весь качественный, но 20 процентов – это стабильный, качественный контент. Это же очень эффективное средство достижения аудитории. Поэтому, естественно, если я, например, журналист New York Times, то мне сам Бог велел вести блог и охватить этот участок.

Так что, если рассматривать западную блогосферу, то 20% ее — это очень качественные блоги, потому что делаются профессионалами.

Насчет монетизации, думаю, что будет та же самая модель, что и на Западе. 100%! Как только появится устойчивый трафик к блоггеру — все! Вопрос решен! Потому что рекламные агентства готовы платить за трафик. Другое дело — эффективность этой монетизации, потому что сегодня рекламным агентствам все равно, какое качество пользователей, которые приходят читать этот блог. Им не важна демография, не важен гендерный состав. Им главное, чтобы был трафик. Монетизация — одна и та же, это монетизация трафика. И не важно, чем блоггер привлекает к себе аудиторию. Блог можно сравнить с форумом. Почему один форум — мертвый, а на другом — в течение дня постоянно общаются? Интерес, общий интерес, это всегда социальная вещь. Вот блоггер в этом смысле — промежуточное звено между форумом и однорупорным издательством традиционного типа, потому что у него есть область, в которой могут быть живые комментарии. Это какая-то аморфная система, но она привлекательна.

Взять к примеру, блоги о мотоциклах. Если кто-то описывает, как он поехал, а у него что-то там разорвалось, уверяю вас, туда будет идти постоянный трафик. А если он постоянно будет о таком говорить, туда будет трафик очень серьезный. А теперь представьте себе, насколько это цепляющая аудитория для байкеров, например. За такое любой производитель, продавец, дилер всегда готов платить, чтобы иметь доступ к такой аудитории.

По поводу монетизации блогов никаких велосипедов не будет изобретено. Главное — это трафик. На Западе сейчас стоит один вопрос: каким образом привлечь к себе читателя, посетителя. Как притащить к себе этот поток? Ссылки уже не работают, потому что каждый владелец сайта хочет, чтобы ему платили за то, что я от него пойду к вам.

Западный рынок контента на поколение впереди того, что происходит в Украине. Он более развит, потому что там и пользователей больше. Там уже другие проблем стоят. Украинский контент может развиваться, не повторяя ошибок, даже перескакивая через какие-то стадии. Но принципиально — это один и тот же путь.

А еще я скажу, если вы не слышали. На Твиттере начинают писать романы. Реально. У вас есть в распоряжении 160 символов, при помощи которых вы регулярно выдаете эпизод. Работает? По-сумасшедшему! Потому что это затягивает. Точно так же люди подсаживаются на сериалы.

Твиттер, который начинался из общения подростков, вдруг превращается в орудие, которое начинает работать совершенно неожиданно”.

Олег Демчик, президент Клуба профессиональных переговорщиков: “Мы работаем в экономике впечатлений, даже в экономике изменения человека. Сколько человек может отдать за то, что он поменяет свою жизнь? Есть много инструментов для трансформации своей жизни.

Мы работаем в сетях, мы есть в Интернете. Тут на Блогкемпе я встретился со старыми друзьями, познакомился с новыми идеями. В социальных сетях мы будем находить людей, которым это интересно, создавать подсообщества, обмениваться мыслями. Наш сайт на блоговском движке, на вордпрессовском, мы туда регулярно пишем. Очень много людей, которые занимаются блогами, приходят к нам в клуб и обучаются у нас.

Я согласен с тем, что должны быть люди, маниакально верящие в то, что они делают, несмотря на то, что заработают они или нет на этом. Если я люблю, например, выращивать кактусы и я об этом пишу контент качественный, хороший, то со временем… вначале не будет ничего, но потом такой блог может попасть на волну спекулятивного интереса, моды — и вдруг всем станет интересно, хотя потом интерес может упасть. Но задача человека — не разочароваться после падения, не опустить руки.

Если это нужно, интересно для себя, и блоггер настойчив, то будут и деньги, и монетизация, и личное удовольствие. Все, скажем, миллионеры пришли в бизнес не ради денег, а ради того, что они занимаются любимым делом и отдают себя бизнесу на 100 процентов”.

Евгений Шевченко, один из крутейших блоггеров Украины и по совместительству директор рекламного интернет-агентства UAMaster, а также инициатор и организатор крупнейшего тематического мероприятия в нашей стране Международной конференции “Интернет-маркетинг в Украине” полагает, что “с коммерческой точки зрения, перспективы украинской блогосферы пока слабые, но если рассматривать ее, как социальную среду, то большие. Пока нет механизмов, которые позволят, с одной стороны, эффективно рекламироваться, а с другой стороны, блоггерам получать деньги. И в ближайшие пару лет ничего не поменяется. Может, кто-то что-то придумает… какую-нибудь баннерную сеть для блоггеров или еще что-то и пару лет будет все это инвестировать, потом все это будет нормально. Но проблема накруток будет существовать всегда. Блог имеет свою энергетику, человеческая энергетика, наверное, передается”.

Аналитик компании Netton Роман Химич отнесся к вопросу о будущем украинской блогосферы весьма философски: “А каковы критерии оценки успеха или неуспеха? Как мерить будем? Я вообще не исследую, не изучаю эти аспекты. Тут просто номинирован мой блог. Я пришел узнать, какое место он занял. А все происходящее вокруг блогосферы напоминает мне hype, шумиху времен доткомов, даже еще лучше сказать веб-дизайн. Когда совершенно сервисная функция раздувалась людьми, которые были к ней причастны, раздувалась как нечно эпохальное, фундаментальное. Сразу же возникла своя элита, которая раздавала свои оценки при том, что веб-дизайн и те же блоги занимают крайнее, зависимое и подчиненное положение. Ну, это сугубо для меня, в иерархиии других явлений. Их самостоятельной ценности особой я не вижу”. Разразившись сиею тирадою, Роман гордо проследовал в зал, где уже через пару десятков минут получил награду в Конкурсе лучших украинских блогов за свой “номинированный блог”, несмотря на собственный пессимизм относительно блогосферы.

В целом же, перспективы украинского блоггинга довольно радужные и светлые. По мере роста проникновения Интернета в нашу жизнь в нее будет проникать и блоггинг, ибо основан он на неистребимом стремлении людей к самовыражению. Вспомним хотя бы незабвенных Кису и Осю, которые “были тут”. Будь они сейчас среди нас, были бы отличными, как минимум, микроблоггерами.